автор | галерея | из архивов | контакт           Bavykin bib
Из архивов часть1 1   2   3

От автора

  Надеюсь, что этот блокнот послужит опорой и поддержкой тому, кто решил стать фотолюбителем.

Преподнесение материала обусловливается многообразием жанров и стилей фотографии. Всего не охватить, но многие виды съемок представлены.

В основу положнен личный опыт работы, съемок за долгие годы путешествий, прогулок с фотокамерой в руках.

Однажды, нажав кнопку затвора, уже не остановиться. Фотография становится образом жизни, а ты сам – фотолюбителем. Иные говорят, что это болезнь. И это не лечится.

Крепче бери камеру в руки, шире открывай глаза на мир и … много чудесных мгновений украсят твою жизнь.

 

-   1   -

 

  Я живу у самого леса. Дом очень похоже на аквариум – большие окна смотрят на 3 стороны. Сижу в своем аквариуме, меня изучают обитатели леса, а я их. Осторожно пробегает лиса, зимой её выдают следы. Ищет мышей, а их нет, (уж больно не люблю их, как вредителей). Дятел регулярно прилетает на поиски личинок (тоже вредители), которые живут в обрешетки крыши. Крыша крыта рубероидом, вот и результат – редки аккуратных отверстий вдоль обрешетки. Дятел-большой любитель вредителей, портит крышу.

Меня-то и не заметно, а камера наведена на места-приманки. Остается только дождаться, когда птица сядет на приготовленное для нее лакомство. Для славки – куст, для пеночки – сухая ветка, выступающая над травой. Ласка с большим удовольствием отыскивает мышей, заранее ей припасенных в дровянике.

-   2   -

2WM

 

  Рождение дня застать можно, проснувшись на час раньше. Утро начинается с рассвета восхода солнца. В любом случае с очаровательных красок на востоке. В летнее время в проеме окна моего дома солнце появляется с первыми лучами. Нежные розовые тона переходят в более яркие. Мгновение – и появляется сияющая частица диска. И вот, солнце растет, быстро выкатываясь на положенный ему дневной путь.

Очень полезно подобрать себе начальную точку съемки, желательно под горкой. В этом случае восход можно «повторить», поднимаясь с фотоаппаратом выше по своему склону. Замер экспозиции капризен, надо учитывать композиционную задумку, световой характер восхода. На цифровике можно оперативно отсмотреть результаты.

Торопись при съемке, но не забывай о параметрах. Солнца восход неповторим, всякий новый день – новые чудеса.

-   3   -

3WM

 

  Рассвет. Солнце осветило луга, и они заиграли бриллиантами на травинках. К концу лета росы обильны и они долго удерживаются. Самое время выходить с фотоаппаратом за «драгоценными» снимками. Захвати штатив, лист картона с черной и белой стороной. Это станет фоном при съемке паутины в росе и различных травинок с россыпью ярких капелек. Вспышка на выносном кабеле позволит работать в теневых местах и подсвечивать с различных направлений.

Диафрагма 11-16. Торопитесь, пролетит утренний ветерок, поднимется выше солнце и красота начнет исчезать до следующего утра.

-   4   -

4WM

 

  Ближе к осени над водоемами начинает ложиться туман. Холодная ночь с чистым небом говорит вам, не проспи. Выходи с первым светом на съемку. В кадре должны быть темные зоны, на фоне которых туман читается более четко. Свет фронтовой, выдержка длительная. При коротких – рисунок тумана рваный, клочковатый.

Вода, как правило, спокойная, даже мальки еще не пускают кольца, вода утром холодная. Передний план украшает кадр, хотя композиция и сюжет на предпочтение фотографа.

Штатив, диафрагма – 11-16.

Оденьтесь потеплее, у воды в ожидании момента бывает холодновато.

-   5   -

5WM

 

  На луга упал туман, заполнил неразличимые днем ложбинки белыми языками. Графично заработали ветошь кустов и чертополоха. Над всем этим повисла луна, уходящая уже на покой.

Луна, темное небо, белое молоко тумана и крик коростелей, напряженно скрипящих свою песню. И так до утра, до теплого солнца.

Штатив, диафрагма – 11-16. Не помешает телеоптика.

Луга большие, всюду не поспеешь.

Баланс белого по «облачно»

-   6   -

6WM

 

  Солнце прокатилось по небосводу и через пару минут скроется за кромкой дальнего леса. С запада наползает череда туч, зловеще подсвеченная лучами закатного красного цвета.

Укрупнение дальней картинке придает зловещий вид, и уже ждешь от следующего дня ненастья. Красный закат в тучу – к дождю.

А если очень красный закат в разрыв между ними - не понятно. Ну, все равно, красиво.

Штатив, телеоптика, много дублей с интервалом полминуты.

Замер -варианты.

Разные варианты WB.

-   7   -

7WM

 

Оказавшись, преднамеренно, утром, на высоком месте, оглядываешь туманные окрестности. Огромное желание зафиксировать на панораму, кругораму разлитую благодать.

Туман, черные силуэты елей, белые купола над озерами.

И травы под ногами в росе .

Штатив, «панорамный» кадр.

Или телеоптика и фрагменты чуда.

Экспозиция по туману с эксповилкой.

-   8   -

8WM

 

  Часто приходится бывать утром в лесу? Как правило, нет. А картинки там просто чудо. И все зависит от ваших предпочтений и типа леса. Сосняк в пелене тумана, силуэт стройной ели на просвет зачаровывают.

Экспозиция по туманным частям кадра.

Выдержка 1/30, 1/50, диафрагма 11,

штатив.

Вот и получается, что с собой в поле фотолюбитель (продвинутый) берет штатив, съемную оптику, часто выносную вспышку, фильтры, чехол для защиты от невзгод.

Лучше, когда это все в отдельной сумке – кофре. Или в жилете-разгрузке со множеством карманов и карманчиков.

А поверх куртка, плащ, телогрейка, все зависит от сезона. И про обувь не забудь! По росе и дождю удобно перемещаться в водозащитных брюках. Да и домой сухим возвращаться «с поля» радостнее.

-   9   -

9WM

 

  Хоть вы и не рыбак, а фотограф, вам понятно состояние души и тела в утренней рани над водой. Все берега, ближние и дальние в густом тумане, звуки чисты, тихий разговор в лодке в полукилометре воспринимается, как будто рядом. Самое время клева. Поэтому и называется клёвое.

Фотографу пока же лучше оказаться на высоком месте, откуда просматривается озеро. Солнце уже поднялось высоко, туман редеет и поднимается, но подсвеченный, воспринимается светящемся шаром. Еще десяток минут и это пропадет, Перемещайтесь к воде, вы успеете и там отснять не мало красивых кадров.

Удобен объектив с переменным фокусом для построения кадра. Блики, пятна света и первые признаки утреннего ветерка – рябь на воде. Против света лучшие кадры.

Штатив, теле+нормальный объектив,

замер по плотности тумана.

-   10   -

10WM

 

  Пошел неожиданно крупными каплями дождь – спеши к воде. Крупные капли образуют на ней чудесные рисунки.

Аппарат лучше бы спрятать под зонт (это необходимый инструмент для фото) или снимать из-под картонки. Очень полезна бленда - защитный светофильтр на объективе. Сама камера в полиэтиленовом пакете. Берегите оптику от капель, коль они попали на стекло, не торопитесь удалять. Промокните уголком салфетки каплю, а затем круговым движением только один раз протрите от центра к периферии. Не трите хаотичными движениями.

Выдержки короткие – видны летящие капли на контровом свете; длинные – рябь на воде размыта, дали в пелене дождя.

-   11   -

11WM

 

  Облака.

Порой бывает, вторая половина дня облачна.

Солнце, спрятавшись за облако, рассыпает веер лучей. Снимай серию, часто это бывает кратковременно.

Экспозиция по яркости лучей.

Необходим точечный замер на камере . Контрастный светофильтр выявит их, усилив цветовой контраст.

Оптика – нормальная, теле.

-   12   -

12WM

 

  Утренняя прогулка в лесу.

Чего таиться, люблю по утру прогуляться по лесу. Оставляю машину в укромном местечке и,зажав штатив, с камерой подмышкой, иду по лесной дороге. Утро всегда скрадывает резкий рисунок деревьев. А если еще и туман, то все видится мягко, ласково. Под ногами на дороге следы ночной жизни леса: вот едва заметный след зайца, а вот птаха прилетала уже утром и что-то искала. Цепочки ее следов оборвались – взлетела. Пыль покрыта утренней влагой, корочка нарушается, и сухая пыль дороги выдает след.

Ходи и крути головой – вверх, вбок, под ноги. Все заманчиво и красиво.

Снимай со штатива, света еще мало, выдержки велики.

-   13   -

13WM

 

  Трасса Москва-Рига пересекает большое количество рек и речек. В дни предзимья они доступны с дороги, стоит задержаться у мостов, но не на мосту – недалеко до беды. Фуры едут группами, заполняя собой все пространство дороги.

Идет снег хлопьями, стоит заснеженный лес, плывет шуга на черной ленте реки.

Экспозиция по снегу.

Выдержка по желанию, если «заморозить» снежинки, то - короткая, если «смазать» (1/30-1/50) в этом случае необходим штатив.

Береги аппаратуру от снега, спрячь в полиэтиленовый пакет. При переноске держи вниз оптикой.

-   14   -

 

  Ночные съемки дорожных огней.

  При движении на автомобиле по дорогам в темное время суток привлекает ритм бесконечных огней машин. Они то группируются в одном месте, то вдруг исчезают. Они живут своей жизнью. Вот вспыхнул рой красных огней – перекресток. Машины встали. Белая полоса встречных машин, одна вдруг выделяется запредельно яркими огнями: "крутые" поехали.

Снимая на камеру огни, установи максимальную диафрагму, выдержка в зависимости от задачи-задумки. Короткая – 1/1000 – огни стоят на месте, 1/100 – дают мазок. Он и украшает кадр. Предугадать нет возможности, вас трясет, камера прыгает в руках. Снимайте дубли, наверняка среди брака будут «шедевры».

Чувствительность – 400-800 единиц.

Огни на увалах дороги и на поворотах наиболее живые.

-   15   -

15WM

 

  Ботаника весной.

  После белого снега, синего цвета весеннего неба, появился зеленый. Нежный, желанный. Каждый росток, как вестник весны, цветения и птичьего гомона. Словом, весна наступила.

Аккуратно выбирай фон, контраст возрастает на черном. Объектов съемки кругом много: и по дорогам и над головой. Крутись, фотографируй. Не забудь о глубине резкого пространства при твоих установках диафрагмы. При крупных планах увеличивай число диафрагмы.

А зелень становится доминирующим цветом - от желто-зеленого до темно-зеленого. Не пропусти появление листвы на деревьях, лопнувшие почки за ночь превращаются в чудесные букеты.

Выдержки короткие, чаще работа с рук.

Вспышка (выносная) облегчит съемку в лесу ковра первоцветов крупным планом.

-   16   -

 

  Новогодние праздники.

  Ждать праздник начинают с осени, предчувствуя сладкую жизнь, больше всего радуются дети. Елка, подарки, сласти-вкусности. И каникулы. И у взрослых появляется возможность «отдохнуть» целых 10 дней. А сколько веселых фотографий, в общем шуме уже никто не обращает внимания на вспышки.

Вспышка поможет снимать в любом помещении.

Только не светите прямо в лицо, получаются светлые блики вместо мордашек, а на них ворох мишуры и ваты, а глаза будут красными. Светите в потолок, если у вас "мыльница" – снимайте в более светлом помещении. Хорошо, когда за спиной у модели светло или лампа. Контрового света «заголовника», т.е. темного контура вокруг головы не будет.

-   17   -

17WM

 

  Пришла зима.

  Валит день, валит два – вот и сугробы, вот и зима.

А хозяин леса – медведь, это хорошо знает и уже улегся в берлогу накануне снегопада. До марта будет спать.

Фотографу невдомек, что наступило тяжелое время. Сумрачно, снег пушистый, все перед глазами имеет округлые формы. На деревьях навесы, на крышах и заборах снег. Красиво.

Это разговор о пейзажной съемке. Короткий день переходит в долгий вечер. Где бы вы не были в это время, фотоаппарат непременно рядом. Вы – фотограф.

-   18   -

18WM

 

  Предзимье.

Стояли теплые дни, которые сменились снегопадом. Земля укрыта снегом, а льда на многих водоемах еще нет. Самое время посетить эти места. Графика привычных прибрежных деревьев, строений, традиционного хлама, удивит вас. Сказка, да и только. Полазьте по снегу, невзирая на мокроту. Картинки будут меняться удивительным образом. Так и простятся в кадр. Фотографируйте, что совсем скоро исчезнет до следующей такой осени.

Введите в кадр отражение в черной густоте вод белые куны прибрежных кустов и деревьев. Это оживит фотографию.

Экспозиция по снегу, но не сделайте его очень плотным, сохраните ощущение пуха. Штатив просто необходим.

Из архивов часть1 1   2   3